Интервью с руководителем подразделения интернет-решений компании «Аист» Дмитрием Васильевым в рамках информационной акции

“Создание бизнес-сайта компании”


Общие вопросы

Какую прибыль компания может получить из факта владения сайтом?

Собственно, путей к прибыли (или хотя бы к окупаемости сайта) может быть несколько. Первый: продавать через сайт (или с помощью сайта, что далеко не одно и то же) свои товары и услуги. Если сайт представляет собой информационный ресурс с достаточно большой посещаемостью, можно продавать рекламу на нем или показы баннерообменных сетей, установленных на сайте.

Как можно заработать на информационном сайте, т.е. превратить его в бизнес-сайт?

Эта тема разговора долгая, поэтому опишу лишь один прием. Информационный сайт с большой посещаемостью "работает в паре" с одним-двумя коммерческими сайтами, т.е. сайтами, рекламирующими конкретные товары или услуги. Т.к. размещать на каждой странице первого сайта баннеры второго нецелесообразно, на первом сайте размещаются баннеры какой-либо обменной сети. Дальше рисуются баннеры для второго сайта, настраивается таргетинг по теме этого сайта (например, для продажи компьютеров таргетинг должен быть также настроен на компьютерные ресурсы) и в баннерообменной сети (БС) крутятся баннеры второго сайта в количестве, соответствующем "мощности" первого. Например, первый сайт показывает 100 000 баннеров в сутки. При комиссии БС 15% на второй сайт может быть показано 85 000 баннеров в сутки. При CTR баннера, например, 0.2 процента это даст больше 150 целевых посетителей в сутки (читай - потенциальный покупателей). При использовании такой схемы совершенно необязательно, чтобы владельцем обоих сайтов было одно и то же лицо. Если это не так, то финансовые взаимоотношения можно строить либо продавая показы, либо, если между сторонами есть доверие, получая процент от продаж с помощью сайта.

Как определить порог интереса к интернет-ресурсу?

При расчете порога интереса используется много показателей. Это и прямые показатели (общее число пользователей Сети, примерный процент заинтересованности ее аудитории в данной предметной области и пр.), и косвенные (объем рынка данной предметной области, количество и качество сайт на эту тему и пр.). Процесс это сложный, в большинстве случаев на данный вопрос неопытному в Интернет-бизнесе человеку ответить сложно.

"Где гарантия, что сайт, который сделает студия, будет удовлетворять заказчика?"

Прежде всего, это грамотно составленный договор с приложением в виде четкого технического задания, согласованного между обеими сторонами. В договоре должны быть прописаны сроки, ответственность сторон, порядок приема работ, оплаты; в ТЗ - структура сайта, описание функциональных разделов, макеты дизайна страниц сайта (если макеты создаются до заключения договора). Конечно, в любом ТЗ можно найти лазейки, но уважающая себя и дорожащая репутацией студия не станет этого делать, поэтому немаловажен также опыт студии, рекомендации клиентов. Интернет-сообщество достаточно узко, поэтому для студии достаточно пары публичных жалоб клиентов, чтобы надолго испортить репутацию.

Какие вообще существуют типы бизнес-сайтов?

Опять-таки, если под термином "бизнес-сайт" подразумевается сайт, задачей которого является увеличение продаж товаров/услуг, то бизнес-сайты обычно бывают следующих типов: рекламно-информационные (реклама и продвижение товаров/услуг, продаваемых в "оффлайне"), интернет-магазины (продажа в Интернете), имиджевые сайты (косвенное увеличение продаж за счет увеличения узнаваемости торговой марки). Также бывают смешанные сайты, сочетающие в себе какие-то из этих функций.

Как привлекаются рекламодатели?

Наиболее часто рекламодатели находятся через рекламные и медиабаинговые агентства и при помощи самостоятельного поиска рекламодателей (через Интернет или в "оффлайне"). Если у сайта достаточно узкая специализация и в наличии контакты с коммерческими компаниями, заинтересованными в рекламе на сайте, то лучше пойти по второму пути - зачем нужны посредники? Но работать через рекламное агентство гораздо приятнее и спокойнее: оно и с клиентом сможет поговорить "как нужно", и медиа-план ему составит, и вообще лишит владельца сайта головной боли. Правда, в последние несколько месяцев предложение рекламы в Рунете значительно превышает спрос, поэтому обычно база площадок агентств больше, чем спрос на них. Поэтому, если агентство не обращает внимание на ваш сайт, а денег от него получить хочется - попробуйте искать рекламодателей самостоятельно.

Постановка задачи, возможные решения

Кто должен осуществлять постановку задачи? Как это лучше делать? Следует ли обращаться для этого к сторонним экспертам?

Для того чтобы грамотно поставить задачу, необходимы:

  • хорошее знание предметной области (т.е. отрасли экономики, в которой работает компания-заказчик)
  • знание интернет-бизнеса, опыт создания, продвижения и эксплуатации коммерческих сайтов.

Поэтому разумнее всего разделить процесс постановки задачи на два этапа. Первый - выработка требований к сайту со стороны заказчика. Он формулирует, что он хочет от сайта: продвигать некую торговую марку, привлечь с помощью сайта дополнительный покупателей, обеспечить поддержку уже существующих покупателей, автоматизировать и оптимизировать текущие бизнес-процессы и т.д. И уже на основе первого этапа задачу формулирует и согласует с заказчиком непосредственный исполнитель заказа. Это должен быть человек, хорошо разбирающийся в интернет-бизнесе.

Как оценить, оправдает ли сайт вложенные в него средства?

Никто не сможет сделать это со 100-процентной уверенностью. Всегда существует фактор риска. Легче всего оценить отдачу от сайтов, целью создания которых является автоматизация и перенос в Интернет бизнес-процессов. Для примера рассмотрим задачу автоматизации торговых процессов между оптовиков и его розничными клиентами. Проведя опрос клиентов на предмет готовности работать через Интернет, можно достаточно точно подсчитать экономию от этого (за счет снижения сумм оплаты телефонных разговоров, зарплат операторов на телефоне, аренды помещения для них, экономии времени и пр.). Что касается рекламно-информационных сайтов и интернет-магазинов, то здесь процесс гораздо более сложный. Нужно учесть количественные и качественные показатели планируемой аудитории сайта, степень его удобства, привлекательность товаров или услуг, которые будут продаваться или рекламироваться на сайте. Таким образом, успех будет зависеть от качества работы веб-студии, рекламного агентства (если планируется с его помощью продвигать сайт) и собственно заказчика.

Как проводится анализ успешности, нужности проекта, самой его идеи?

В идеале этим должно заниматься консалтинговое агентство. Для примерной оценки перспективности идеи сайта проще всего проанализировать опыт конкурентов и похожих сайтов. Не стоит при этом забывать про историю развития отрасли в Интернете, текущие тенденции, результаты каких-либо исследований аудитории Интернета в разрезе предметной области.

В какой ситуации можно попробовать разработать серьезный сайт самим, и когда лучше обратиться к профессиональной веб-студии?

Серьезный сайт должны делать профессионалы, это аксиома. Можно конечно попытаться собрать профессиональную опытную команду внутри компании, во-первых, это наверняка обойдется дороже, а во-вторых, что делать с этой командой после завершения работы над сайтом? Да и нереальная это задача - набрав команду с нуля, ждать от нее правильного результата.

В чем преимущества и недостатки разработки сайта либо собственными силами, либо усилиями веб-студии?

У каждой студии есть свои конкурентные преимущества: команда, опыт, технологии: Если с этими факторами у студии все в порядке и она не слишком "задирает" цены, то недостатков по сравнению с "собственными силами" у нее нет. Если же сайт не должен быть очень "навороченным", бюджет на его создание небольшой и подводных камней при его создании не заметно, то вполне возможно, стоит сделать сайт самим - некоторые студии просто не могут себе позволить браться за малобюджетные проекты.

Какие существуют типы веб-проектов? Какие сроки исполнения характерны для тех или иных типов проектов?

Мы в студии "АИСТ" разделяем проекты на:

  • информационные ресурсы (прибыль от которых планируется получать за счет продажи трафика или косвенными способами)
  • интернет-сервисы (платные или бесплатные)
  • рекламно-информационные сайты (рекламирующие товары и услуги компании-владельца)
  • интернет-магазины
  • имиджевые сайты (имеющие целью продвижение торговой марки)
  • сайты, автоматизирующие бизнес-процессы

Конкретные сроки зависят от технологического цикла, который использует студия в своей работе, принципов работы коллектива студии, а также от ее наработок (в том числе и программных). Сайт можно создать и за неделю, а можно делать его несколько месяцев. Например, если в арсенале студии есть готовый интернет-магазин, то скопировать программное обеспечение, нарисовать дизайн и наполнить магазин товарами заказчика - дело техники. А если сайт должен содержать массу нетиповых функций, да еще и технологический процесс подразумевает масштабные исследования и документирование всех этапов создания, это гораздо более долгий процесс.

Заказ разработки у веб-студии

Какие бывают типы компаний по разработке веб-сайтов?

Чаще всего встречаются следующие типы компаний, занимающихся разработкой сайтов:

  • "чистые" веб-студии
  • подразделения системных интеграторов
  • компании из смежных областей: рекламные агентства, хостинг-провайдеры, ISP, b2b- и b2c-площадки
  • "любительские" группы (как правило, для их "сотрудников" это не основная работа)

Идеальной студией с моей точки зрения является студия как подразделение системного интегратора (или имеющая тесные рабочие контакты с компанией, занимающейся комплексной автоматизацией), сотрудничающая с каким-либо рекламным агентством, хостинг-провайдером. Эти связи необходимы для того, чтобы сайт не был оторван от реальности. Студия должна уметь интегрировать сайт с "оффлайновой" торговой системой компании, подстроить сайт под рекламную кампанию, обеспечить качественный хостинг. Именно такая модель была выбрана для студии "АИСТ".

По каким критериям необходимо выбирать веб-студию?

Критерии выбора веб-студии можно разделить на объективные и субъективные. К первым относится портфолио студии, ее программные наработки, формы документации (внутренней и внешней) и конечно цены. Субъективные критерии - имидж компании, отзывы клиентов, ее репутация.

В каких пределах может варьироваться стоимость разработки веб-сайта в зависимости от сложности проекта?

Стоимость разработки может зависеть от многих факторов. Опять-таки, выделим объективные (программные наработки, технологический процесс, слаженность команды) и субъективные (например, чем более именита студия, тем больше она запросит денег). Начинающие студии могут работать и в убыток себе, а "старожилы" набавлять "за имя". В целом же серьезный сайт может стоить от 1500-2500 до десятков тысяч долларов.

Здесь нельзя не отметить, что стоимость сайта напрямую зависит от подхода студии к разработке сайта. Приведу простой пример. Допустим, нужно создать сайт достаточно большого объема - несколько сотен страниц. Если студия использует автоматизированную систему создания сайтов, то процесс создания пустой страницы достаточно прост. Например, в системе NetCat (netcat.ru), которую используем мы, новая страница создается за несколько секунд - нужно лишь заполнить 2-3 поля в форме и нажать на кнопку. А если сайт создается на "чистом" HTML - каждую страницу нужно копировать, менять надписи: А если еще потом окажется, что на всех 200 страницах нужно что-то поменять в оформлении или навигации - веб-мастер может смело вешаться :-) При использовании автоматизированных систем этот процесс занимает мизерное количество времени.

На что следует обратить внимание при подписании договора на разработку?

На сроки, от ответственность студии, на состав и формат приложений (чтобы не получить "кота в мешке", нужно иметь приложения к договору, которые будут описывать будущий сайт). Также очень важный момент - доменное имя. Чаще всего регистрация домена поручается исполнителя; нужно требовать от него регистрации домена на заказчика.

Каким образом лучше построить взаимодействие с веб-разработчиком? Какие вопросы полностью должны находиться в его компетенции?

Идеальный клиент для любой студии - полностью доверяющая тебе и твоему опыту компания. О таких клиентах мечтают все веб-разработчики, но к сожалению (а может и к счастью), такие встречаются нечасто. Клиент имеет полное право требовать от исполнителя участия в проектировании сайта. Лучше всего, когда за создание сайта со стороны заказчика будет отвечать сотрудник отдела маркетинга или человек из руководства компании (это не должен быть технический специалист, хотя скорее всего он тоже понадобится - для консультаций на этапе внедрения). Он должен контролировать работу заказчика на этапе проектирования, с ним должен быть согласован проект сайта (структура, дизайн, описание функционалов, макеты страниц и пр.). Он должен обеспечивать исполнителя всей необходимой информацией. Таким образом, он должен иметь достаточно полномочий внутри компании и быть достаточно компетентным, чтобы ответить на все вопросы и в то же время "отфильтровать" информацию, представляющую коммерческую тайну (иногда разработчики требуют и такое).

Лучше всего, когда с обеих сторон ведут переговоры только по одному человеку, каждый из которых может подключать для консультаций или уточнения деталей профильных специалистов, - это значительно упрощает работу обеим сторонам.

На каких этапах работ следует осуществлять контроль?

Как правило, если студия достаточно профессиональна, то контроль следует осуществлять на этапе проектирования сайта. Вы обязательно должны просмотреть и обсудить с исполнителем дизайн, структуру и другие документы, описывающие будущий сайт. Если все документы сформулированы грамотно и не оставляют возможностей для спорных моментов, то скорее всего дополнительный контроль не понадобится. Полезно также бывает проводить просмотры промежуточных результатов, однако, не стоит этим увлекаться, чтобы не парализовать работу исполнителя. Как правило, при возникновении сомнений исполнитель сам обратится к вам за помощью

Следует ли просить веб-студию разработать несколько вариантов дизайна?

Да, это не помешает: наличие выбора еще никому не вредило. Стоит попросить студию предоставить два-три варианта дизайна, чтобы совместно их обсудить, возможно, перенести какие-то идеи из одного макета в другой. Но и просить по 10 вариантов тоже не стоит: ведь, если вы доверяете разработку сайта данной студии, вы тем самым признаете, что ее специалисты достаточно компетентны.

Если у вас есть дизайнер (знакомый или в штате), проконсультируйтесь с ним. Но имейте ввиду: профессия веб-дизайнера очень сильно отличается от профессии "обычного" дизайнера. Веб-дизайнер в силу специфики должен знать уйму тонкостей, о которых дизайнер-полиграфист может и не догадываться.

Как должно осуществляться тестирование веб-сайта?

С одной стороны, тестировать сайт должен сам исполнитель. Это и "отлавливание багов" (ошибок в программах и верстке), и тестирование безопасности, и юзабилити-тестирование. С другой стороны, у исполнителя может быть "замутнен" глаз, поэтому пренебрегать тестированием силами заказчика нельзя.

Кто должен осуществлять сопровождение веб-сайта?

Это опять-таки зависит от подхода к созданию сайта, а также от частоты его обновлений. Если сайт создается по принципу "сделал и забыл", то его и сопровождать не надо. Если же планируется обновлять сайт регулярно, то варианта два - свой сотрудник или та же студия. Если с сайтом студия устанавливает достаточно удобную систему администрирования, то студия скорее всего больше не понадобится - администрировать сайт сможет и человек, далекий от Интернета. Если же сайт представляет собой набор HTML-страниц, то нужно либо заиметь в штате сотрудника, разбирающегося в HTML, либо заключить договор со студией на обслуживание. Оно может быть как разовым (например, от 10 до 50 долларов за обновление в зависимости от объема информации и "крутизны" студии), так и постоянным (несколько сот долларов в месяц в зависимости от тех же факторов).

Системы управления контентом

Что такое система управления контентом?

Система управления контентом - это система, позволяющая автоматизировать управление сайтом: его содержимым, структурой, дизайном. На профессиональном сленге такие системы обычно называют движком сайтов.

Какие требования предъявляются к системам управления сайтом?

Прежде всего это удобство работы с системой, быстрота внесения изменений на сайт. Часто разработчики таких систем грешат тем, что строят ее "под себя", с точки зрения искушенных в сайтостроении людей. Движок сайтов должен быть ориентирован именно на человека, имеющего отдаленное понятие об HTML, интернет-технологиях. Также неплохо, чтобы движок поддерживал возможность импорта данных из файлов каких-либо принятых форматов данных. Например, эта возможность важна для интернет-магазинов: нет смысла каждый день менять вручную ассортимент товаров, если есть возможность экспортировать данные из торговой системы, стоящей в офисе.

Чем отличаются сайты, построенные с использованием системы управления контентом, от статичных сайтов?

Для посетителя сайта отличий быть не должно: ему-то все равно, кто трудился над изготовлением страниц - человек или программа. Движок сайтов обеспечивает удобство именно с точки зрения администрирования сайта. Статичные сайты нужно обновлять, редактирую HTML-код страницы, а динамические - при помощи системы администрирования, в которую обычно входят визуальные средства управления сайтом.

Каким образом работают системы управления контентом (принципы работы)?

Я бы разделил системы управления контентом на два типа. Системы первого типа подразумевают хранение данных в базе данных, XML-документе или других, внутренних форматах. Страницы как правило генерируются "на лету", т.е. по параметрам, подаваемым на скрипт вывода, или по адресу запрашиваемой страницы (URL) из базы данных получаются необходимые данные, форматируются и выводится содержимое страницы. Системы же второго типа обеспечивают редактирование страниц сайта в специальном редакторе, получая "на выходе" HTML-файлы, которые потом выкладываются на сайт. Такого рода системы могут быть установлены как на web-сервере, так и на локальном компьютере (в этом случае набор страниц нужно закачать на сайт).

Второй тип систем представляет собой некий гибрид между первым типом и статическими сайтами. Его преимущества - отсутствие загрузки сервера (ему не нужно тратить ресурсы на исполнение программ, запросов к базе данных и пр., а только передать содержимое страницы), возможность внести изменения вручную в какую-либо страницу. Преимущества же первого типа систем - мощность, возможность реализовать различные функционалы (например, поиск по каталогу товаров; фильтры, интерактивы и пр.), большее удобство в работе.

Какие существуют преимущества и недостатки использования систем управления контентом?

Преимущества очевидны: это и удобство в работе с сайтом, и возможность разграничения прав (встречается не везде), и повышение функциональности сайта, и удобство его редизайна в будущем, и значительное снижение трудоемкости процесса управления сайтом. Из недостатков могу отметить только два фактора: более высокая нагрузка на сервер и зачастую невозможность или сложность изменения шаблонов (макетов дизайна, шаблонов списочной информации и пр.) для отдельно взятой страницы. Например, вам нужно, чтобы на данной странице логотип отсутствовал, а вместо него была другая картинка. Не каждый движок сайтов позволяет сделать это в два приема.

Какие присутствуют цены на системы управления контентом?

Разброс цен достаточно большой: от сотен до тысяч и десятков тысяч долларов. Эта стоимость колеблется в зависимости от мощности системы и амбиций ее разработчиков.

Где можно купить?

Как правило, приобретение системы в "коробочном" варианте нецелесообразно. Ведь помимо системы управления контентом сайт должен иметь дизайн, продуманную структуру; до его создания нужно провести определенные исследования и другую интеллектуальную работу. Поэтому рекомендуется не требовать от студии продать "голый" движок, а провести внедрение его, т.е. разработать сайт при помощи движка.

Наиболее известные системы управления контентом:

Вопрос переносимости. Что, если необходимо перейти на другую систему управления контентом? Как решается эта проблема?

Обычно, это очень сложно или вообще невозможно - проще создать сайт заново. Однако в теории, если в "старой" системе есть возможность выгрузки данных в какой-либо общепринятый формат (например, в текстовые файлы или в XML-документ), а в "новой" - возможность экспорта из этого формата, то попробовать можно. Но, как правило, разработчики систем не реализуют импорт из системы в другие файлы - никому не выгодно давать клиенту возможность отказаться от его системы.

Интернет-реклама

Кто должен заниматься раскруткой веб-сайта? По каким критериям осуществить выбор между интернет-агентством, веб-студией и нанятым специалистом в области интернет-рекламы?

Если речь идет о серьезном продвижении - однозначно это должно быть рекламное агентство. У его специалистов есть опыт, навыки, оно имеет скидки на площадках, оно может с той или иной степенью точности гарантировать результат. А несложные действия (регистрация сайта в каталогах, рейтингах и поисковых машинах) могут быть сделаны и самой студией. Нанятый специалист может быть полезен в редких случаях, например, когда предметная область достаточно узка.

Какие цены в настоящий момент существуют на проведение рекламной кампании для разных компаний?

Это зависит от возможностей заказчика и отрасли, в которой он работает. Емкость отраслей, плохо представленных в Интернете, может просто иметь предел, который определяется количеством и качеством "тематических" рекламных площадок и примерным числом пользователей Интернета, представляющих собой целевую аудиторию сайта. Ну и конечно есть минимальный предел рекламного бюджета, за освоение которого берутся рекламные агентства. Обычно это 500-1500 долларов.

С помощью каких средств можно поддерживать хорошую посещаемость веб-сайта?

Все зависит от тех же факторов. Для узкоспециализированного сайта может быть достаточно и 50 целевых посетителей в сутки, тогда как для окупаемости других сайтов может быть мало и тысячи посетителей.

Электронный бизнес

Каким образом используется веб-сайт для осуществления коммерческой деятельности?

Это может быть прямая продажа товаров или услуг (интернет-магазины), реклама товаров и услуг, которые можно приобрести в "оффлайне" (рекламно-информационные сайты), косвенная реклама (например, имиджевые сайты). Часто встречаются более сложные модели, например, когда компания, продающая компьютеры, поддерживает информационный ресурс с новостями, драйверами, статьями, форумами о компьютерах, рекламируя на нем свою продукцию.

Насколько дорого создать собственный интернет-магазин? Какие существуют варианты решений?

Стоимость разработки интернет-магазина может колебаться от 0 до десятков тысяч долларов. Дешевые варианты как правило представляют собой либо ASP-решения (аренда программного обеспечения, которое обеспечивает функционирование магазина), либо готовые решения, "коробочные" варианты. Если же вы хотите интегрировать магазин с вашей торговой системой или подключить к нему нетиповые функции и сервисы - готовьтесь раскошелиться.

Насколько реально организовать платежи через Интернет? Как это сделать?

Идея переноса в Интернет полного цикла продажи товара заманчива, но в большинстве случаев не оправдывает себя. Тут играет роль прежде всего человеческий фактор - люди не доверяют электронным деньгам и желают "потрогать" товар перед покупкой. Также не может не играть отрицательной роли слабое развитие платежных систем в Рунете и отсутствие кредитных карточек у большинства россиян. Если ваш продукт ориентирован на VIP-покупателей, у которых кредитка скорее всего есть - можно осуществлять оплату кредитными карточками. Если нет - лучше использовать электронные платежные системы или вообще перенести процесс оплаты в "оффлайн".

Как организовать круглосуточную автоматическую службу поддержки пользователей?

А нужно ли это для интернет-магазина? Если да, то вопрос технический и зависит от решения, которое вы выбрали для магазина.

Размещение сайта в сети Интернет

Какие существуют способы размещения сайта в сети Интернет?

С технологической точки зрения я бы выделил три типа размещения страниц:

  • традиционный хостинг (когда размещаются статичные HTML-страницы, какие-то скрипты и пр.)
  • хостинг с возможностью установки системы управления контентом (часто для этого приходится подстраивать сервер, на котором будет стоять система, поэтому в этом случае целесообразно поручить поиск хостинг-провайдера разработчику системы)
  • ASP-хостинг (т.н. аренда приложений, когда система управления контентом обслуживает не одного, а сразу многих клиентов, как, например, SiteManager.ru)

В чем преимущества и недостатки каждого варианта размещения?

Как правило, варианты различаются по стоимости. Чем меньше ресурсов тратит хостинг-сервер, тем дешевле эта услуга. Статические страницы разместить дешевле всего, а чем мощнее система управления сайтом, тем дороже обходится хостинг.

Если хостинг производится у провайдера, как обеспечивается защита данных?

Защита данных от взлома и несанкционированного доступа - забота хостинг-провайдера. Защита обеспечивается на системном уровне; также необходимо осуществлять резервное копирование информации на случай, если компьютер даст сбой или его взломают и сотрут всю информацию. Но как правило, хороший хостинг-провайдер не дожидается взлома, а защищает свою систему от его возможности.

Порекомендуйте, пожалуйста, ресурсы по теме:

Реклама:

Платежные системы:

Системы управления контентом:

 

Дмитрий Васильев (руководитель подразделения интернет-решений компании АИСТ)

Переход в начало документа.

Вернуться на главную.

Разработка 2002
KLN
Документ обновлен:


Hosted by uCoz